18.03.2024

Никто не умер на следующий день.

Знаете ли вы, что лауреат Нобелевской премии Жозе Сарамаго купил свою первую книгу в 19 лет из-за финансовых трудностей, окончив техническую школу по специальности «механик», и что после публикации своего единственного романа в подростковом возрасте он 19 лет не выходил в свет, а вернулся с книгой стихов, изданной в 44 года?

Прежде чем читать книгу, я люблю изучать жизнь автора, полагая, что это даст мне подсказки о романе, который я буду читать. Но я не могу сказать того же о Сарамаго: темы, которые он выбирает, настолько неординарны, что единственное, что я знаю о нем, — это то, что он смотрит на жизнь с совершенно иной точки зрения.

Смерть однажды» — не единственное произведение автора, которое я прочитал, как и большинство из нас, я впервые познакомился с ним с его книгой «Слепота». Хотя длинные предложения и пропущенные знаки препинания, которыми славится Сарамаго, показались мне поначалу странными, обращение к его всегда интересным темам, течение сюжета и любопытство, куда же он заведет, побудили меня продолжить чтение.

В этом романе автор затрагивает тему бессмертия, о которой мы все задумываемся в тот или иной момент своей жизни. В безымянной стране в канун Нового года смерть внезапно исчезает, и никто не умирает. Старики, больные, жертвы несчастных случаев — все продолжают «жить» как есть. Эта ситуация, поначалу встреченная с радостью, вскоре повергает страну в хаос. Люди, больше не заботясь о загробной жизни, начинают сомневаться в функционировании религиозных институтов, политики пытаются справиться с беспрецедентной ситуацией, больницы переполнены, похоронная индустрия доведена до банкротства, и появляется очень опасная организация, которая хочет извлечь финансовую выгоду из сложившейся ситуации. Люди понимают, что между бессмертием и вечной молодостью есть большая разница, и начинается столкновение идей. История становится более плавной семь месяцев спустя, когда Смерть возвращается к своей работе. В этой главе Смерть решает испробовать новый метод и начинает сообщать людям, которые закончат свою жизнь за неделю до смерти, плохие новости с помощью пурпурного письма. На этот раз люди начинают путаться в мыслях, как провести свою последнюю неделю. И вот однажды среди сотен писем, отправляемых каждый день, одно из них возвращается к смерти, и смерть, которая успешно выполняла свою миссию на протяжении тысяч лет, удивляется этому, казалось бы, невозможному возвращению и отправляется за этим человеком. Человек, на которого он натыкается, — 50-летний виолончелист, ничего не подозревающий, живущий со своей собакой… Здесь история приобретает совершенно иное направление.

Рекомендую, если вы ищете роман с интересным сюжетом, разнообразной техникой, ироничным языком и умным письмом. До встречи на следующей неделе с очередной книжной рекомендацией.

«Если мы не сможем умереть снова, наше будущее будет мрачным…» S.96

«Слова — очень подвижные существа, один день не совпадает со следующим, они непостоянны, как тени, в один момент они существуют, в другой — исчезают…» S.125

«…он собирался обратиться к любезному человеку, оказавшему ему услугу, с вопросительной фразой из тех, что нагло используют самодовольные светские круги, чтобы спровоцировать тех, кого они презирают: «Знаешь ли ты, кто я такой? По правде говоря, Смерть был совсем не доволен своим поведением. Более того, он был уверен, что не вел бы себя так, будь он скелетом. Может быть, это потому, что я принял облик человека, подумал он, такие вещи заразны». S.212

Примечание: Если вы, как и я, слушаете произведения, звучащие в книге, которую читаете, то в этом романе вас будут сопровождать Бах и Шуберт.

Смерть однажды
Жозе Сарамаго
Издательство «Кырмызы Кеди», 2013
Переведено по: Мехмет Нечати Кутлу

TAGS: